Плохо заводится на холодную

Ваш автомобиль плохо заводится? Заводится со 2, 3, 4-го раза, троит или не заводится совсем на холодную? Из-за чего это может быть? Наиболее вероятной причиной затрудненного запуска являются проблемы с давлением топлива. Другие возможные причины:

  • подсос воздуха;
  • низкий уровень топлива;
  • слабый аккумулятор;
  • слабый стартер;
  • неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости.

К концу этой статьи вы поймете причины, почему холодный двигатель может плохо заводиться, как их находить и устранять.

Подсос воздуха

Если у вас ВАЗ с 8-клапанным двигателем 11183, 21114 или 16-клапанным 21124, 21126 и т. п. в первую очередь проверяйте подсос воздуха. Это можно сделать дымогенератором, очистителем карбюратора, аэрозолью «быстрый старт» и подобными горючими жидкостями.

Дымогенератор можно сделать самостоятельно. Он подключается к впускному коллектору. Горючие аэрозоли нужно распылять на подозреваемые места подсоса и слушать, как меняется работа двигателя. В случае распыления на место подсоса воздуха, обороты двигателя будут возрастать.

Проверяйте прокладки впускного коллектора, дроссельной заслонки, уплотнительные колечки форсунок, воздушные шланги.

Низкое давление топлива

Бензин в топливные форсунки поступает через общую топливную рампу, а управляются они электронным блоком управления двигателя (ЭБУД).

Топливная система

Топливо подается электрическим насосом. Он обычно установлен в задней части автомобиля рядом с топливным баком или внутри него.

На дизельных автомобилях установлен еще один насос, который обеспечивает более высокое давление топлива, необходимое для дизельных двигателей.

Большинство топливных насосов имеют встроенный обратный клапан. Некоторые обратные клапаны представляют собой отдельные самостоятельные устройства.

Функция обратного клапана заключается в поддержании давления в топливной системе после остановки, что обеспечивает быстрое время запуска, когда вы поворачиваете ключ зажигания.

Топливный насос как в дизельных, так и в бензиновых двигателях управляется реле, которое срабатывает при включении зажигания.

Ниже приведен список вероятных причин низкого давления топлива.

  • Низкий уровень топлива/отсутствие топлива.
  • Засоренный топливный фильтр.
  • Неисправное реле топливного насоса.
  • Плохой топливный насос.
  • Плохой обратный клапан.
  • Плохой топливный регулятор.
  • Негерметичность топливопроводов.
  • Негерметичные форсунки.
  • Неисправность датчика давления в топливной рейке (дизель).

Низкий уровень топлива

низкий уровень топлива на панели приборов

Низкий уровень топлива может вызвать проблемы в некоторых автомобилях. Есть такие ЭБУ, которые запрограммированы не запускать насос при низком уровне топлива. Это делается для защиты насоса от сухого хода.

Поэтому имеет смысл сначала устранить все легкие проблемы. Просто убедитесь, что в баке достаточно топлива, прежде чем двигаться дальше.

Засоренный топливный фильтр

топливный фильтр установленный на поло седан

Засоренный топливный фильтр приводит к низкому давлению топлива. Холодное топливо плотнее горячего. Таким образом, при запуске на холодную в топливном фильтре может быть еще бо́льшее ограничение.

Нагрев двигателя и циклическая подача топлива через насос нагревают топливо, что может быть причиной проблем только холодного запуска.

Если вы давно не меняли топливный фильтр, замените его. У старых автомобилей с металлическими баками может быть коррозия в баке, поэтому проверьте топливный фильтр на наличие следов ржавчины.

Топливный насос

насос установленный в топливном баке

Несколько тестов помогут исключить проблему с топливным насосом. Если вы внимательно прислушаетесь, то при повороте ключа во II положение «зажигание включено» вы должны услышать ровный гул в течение нескольких секунд. Это указывает на то, что топливный насос работает. Но, конечно, это не означает, что он работает правильно. Чтобы это узнать, понадобится проверка давления в рампе (подробнее об этом ниже).

Если вы не слышите насос, попробуйте постучать по нему или по дну бензобака (если насос находится в баке). Это звучит не очень профессионально, скажете вы. Верно, но это часто вызывает срабатывание насоса, и если это произойдет, значит вы нашли свою проблему — замените топливный насос.

Если вы по-прежнему не слышите гудения насоса в течение нескольких секунд, когда поворачиваете ключ, проверьте реле топливного насоса. Скорее всего, оно находится в блоке предохранителей под капотом и должно быть обозначено на крышке как «Fuel Pump».

Реле топливного насоса

Снимите реле, установите его на место и снова проверьте насос. Попросите кого-нибудь включить зажигание, слушайте щелчок реле топливного насоса. Снимите его и проверьте снова, установив при включенном зажигании, если реле не щелкает, оно может быть неисправно.

процесс снятия реле бензонасоса

Если реле щелкает, но вы не слышите гудения насоса, скорее всего надо будет менять топливный насос. Если насос работает, нужно проверить, как он создает и держит давление, для этого понадобится топливный манометр.

Проверка давления топлива

Прибор для измерения давления топлива можно купить или изготовить самостоятельно. Для этого потребуется воздушный манометр (например, какой используется для измерения давления в шинах), резиновый шланг и два хомута.

Манометр подсоединяется к измерительному штуцеру на топливной рампе.

топливный манометр

На современных автомобилях установлена топливная система без обратной магистрали. Давление топлива должно быть в пределах 3,8 — 4,2 бар. Точнее смотрите в руководстве по ремонту конкретного автомобиля.

В системе с обраткой давление топлива на ХХ находится как правило в пределах 2.1 — 2.5 бар.

Обратный клапан

Большинство внутрибаковых насосов имеют встроенный обратный клапан. В других моделях он может быть отдельной деталью. Необходимо посмотреть в руководстве по ремонту. Функция клапана заключается в поддержании давления топлива в топливной магистрали, чтобы двигатель запускался быстро.

обратный-клапан-бензонасоса в руке

Это сразу же звучит так, как будто это мы нашли источник проблемы, поскольку вся его функция заключается в предотвращении длительного холодного запуска. Но, по опыту, обычно виноват не обратный клапан. Давление может сбрасываться или ограничиваться различными другими устройствами.

Регулятор давления топлива

Топливный регулятор поддерживает давление в топливной магистрали. На старых бензиновых двигателях обычно установлен простой неэлектрический клапан с вакуумным управлением, он не управляется ЭБУ. Вместо этого у него есть мембрана и возвратная пружина, которые являются подвижными деталями и изнашиваются.

регулятор-давления-топлива под капотом

Пружина удерживает клапан в закрытом положении, что блокирует возврат топлива в бак (максимальное давление топлива). Затем клапан открывается, снижая давление пропорционально величине вакуума. Максимальное разрежение на холостом ходу и минимальное — при полном дросселе.

Когда машина заглушена, клапан должен быть закрыт и обратная магистраль перекрыта. Если это не так, вы увидите, что давление в топливной рампе низкое, и потребуется длительная прокрутка, чтобы снова создать необходимое давление при запуске.

Проверьте регулятор, перекрыв обратку после остановки двигателя. Дайте автомобилю постоять. Если после этого двигатель заводится с пол-оборота, подозревайте неисправный регулятор.

топливная система с обраткой и без обратки

Проверка с помощью топливного манометра, очевидно, будет лучше. Зажмите обратку таким же образом и следите за манометром, давление топлива должно держаться стабильно.

В более новых автомобилях установлен насос без обратной магистрали. Топливный насос сам контролирует давление и подает только необходимое количество бензина, все управляется ЭБУ.

Дизельные топливные системы несколько отличаются от бензиновых, так как давление в дизеле намного выше и требует большего контроля.

В дизеле имеется электронный обратный клапан, управляемый ЭБУ. Он установлен в топливной рейке и при открытии возвращает дизель обратно в бак. Эти датчики очень тщательно контролируются ЭБУ, и если есть неисправность, вы увидите лампочку на панели приборов.

Коды неисправностей OBD-2 можно считать с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.

диагностический сканер в руках

Топливопроводы

Топливные магистрали протекают не часто, но их стоит проверить. Вы можете даже почувствовать запах топлива в гараже или в любом другом месте парковки.

порванный шланг топливной системы

Утечка в дизельной топливной системе будет заметна, проверьте места вокруг фитингов на наличие дизельного топлива, не думайте, что это конденсат.

Проверьте трубки до и после топливного фильтра. Убедитесь, что они не повреждены и не перекручены.

Протекающие форсунки

Негерметичность топливных форсунок приводит к сливу топлива в цилиндры и к долгому прокручиванию коленчатого вала, так как должно создаться давление топлива, прежде чем двигатель запустится.

Когда форсунки протекают, они вымывают масло из цилиндров и разбавляют его, что сокращает срок службы двигателя.

топливные форсунки на рампе

Чтобы проверить форсунки, снимите их вместе топливной рампой с двигателя. Подложите бумагу под каждую форсунку. Включите и выключите зажигание несколько раз, чтобы создать давление топлива. Проверьте бумагу на наличие топлива.

Если вы найдете утечку в любой из форсунок, замените их все. Потому что если одна форсунка выходит из строя, то и остальным осталось недолго.

Датчик давления в топливной рейке (дизель)

датчик давления в топливной рампе

Неисправность датчика давления в топливной рейке применима только к дизельным двигателям. Как вы уже знаете, дизельные двигатели чувствительны к любому падению давления в топливной рампе, ЭБУ улавливает любые неисправности и отмечает их в виде кодов неисправностей.

Подключение к ЭБУ и считывание всех ошибок OBD-2 укажет вам правильное направление.

Слабый аккумулятор

Севший аккумулятор или аккумулятор неправильной емкости может стать причиной самых разных проблем, от периодических неисправностей до отсутствия запуска. Аккумуляторы не любят простаивать, а холодная погода является для них настоящим испытанием.

Используйте мультиметр для проверки напряжения аккумулятора. Установите измерительный прибор на 20 вольт постоянного тока и поместите красный щуп на положительный вывод аккумулятора, а черный — на отрицательный. Следующие показания показывают состояние заряда:

12,7 — 13,2 вольт — 100% заряда;
12,4 вольт — зарядка 75%;
12,2 вольт — зарядка 50%;
12,0 вольт заряжено на 25%;
0 — 11,9 вольт — разряжен.

Аккумулятор может показывать полную зарядку 12,65 В, но все равно может быть неисправен. Лучший способ проверить это — дать нагрузку на аккумулятор. Перед проведением данного теста батарея должна иметь минимальное напряжение 12,4 В.

тест аккумулятора схема

Аккумулятор разряжается

Разрядка аккумулятора — это нормальное явление, проблема заключается в скорости разряда. Хорошая батарея должна держать заряд до 3 месяцев, если она отключена от автомобиля. Подключенный к автомобилю аккумулятор, это совсем другая история. Время, в течение которого он будет оставаться заряженным, зависит от силы тока разряда.

Все автомобили будут потреблять некоторое количество энергии даже после того, как ЭБУ перейдет в спящий режим. Это называется паразитным потреблением. Такие устройства, как системы сигнализации, часы и радиопамять, потребляют небольшое количество энергии.

Чем сложнее автомобиль, тем выше его паразитное энергопотребление. Оно невелико, измеряется в миллиамперах, но, очевидно, в сумме достаточно, чтобы разрядить аккумулятор.

Датчик коленвала

Слабого аккумулятора часто бывает достаточно, чтобы провернуть двигатель, но недостаточно, чтобы завести его.

Начиная с 90-х годов в автомобилях используются датчики коленчатого вала (ДПКВ) для определения момента включения свечей зажигания.

датчик коленвала

Однако коленчатый вал должен вращаться достаточно быстро, чтобы ДПКВ выдал сигнал (не менее 350 об/мин). Если датчик не распознает движение коленвала, он не пошлет сигнал в ЭБУ, и свечи зажигания не сработают.

Датчики коленвала могут давать сбои, но обычно это происходит, когда они нагреваются или перестают работать совсем.

Катушки зажигания

Чтобы пробить воздушный зазор в свече зажигания требуется очень высокое напряжение в 30 кВ, Для этого катушки зажигания увеличивают напряжение аккумуляторной батареи.

катушки зажигания

Для каждого автомобиля определены допустимые аккумуляторы. Допустимы определенные размеры корпуса, ориентация полюсов и выходная мощность.

Ток холодного пуска (Cold Cranking Amperes, CCA) — это количество ампер, которое аккумулятор может отдать при температуре -18 °C в течение 30 секунд, прежде чем напряжение упадет ниже 7,2 вольт.

Можно установить в автомобиль аккумулятор большего размера, чем предусмотрено заводскими спецификациями, но никогда не устанавливайте аккумулятор меньшего размера.

Неисправный стартер

Неисправный двигатель стартера вызывает проблемы с запуском. Проблемы с горячим или холодным запуском могут зависеть от того, как именно стартер вышел из строя.

стартер двигателя

Вы уже знаете, что на автомобилях установлен датчик коленвала. Датчик сообщает ЭБУ, с какой скоростью вращается двигатель и когда нужно подать напряжение на свечи зажигания.

Если двигатель вращается недостаточно быстро, датчик не распознает движение маховика. Медленная частота вращения коленвала обычно вызвана разряженным аккумулятором.

Использование масла неправильной марки в очень холодных условиях также может вызвать медленную частоту вращения коленчатого вала.

Если есть подозрение, что стартер недостаточно быстро крутит двигатель, в качестве теста «прикурите» аккумулятор от другого автомобиля и посмотрите, станет ли он крутить быстрее.

Если у вас есть мультиметр, можно проверить падение напряжения на стартере и его проводах. Этим можно проверить, вызвана ли медленная скорость вращения двигателя неисправным стартером или просто плохими контактами/проводами.

Измерение падения напряжения просто проверяет, что вся доступная мощность аккумулятора поступает на двигатель стартера или любую другую электрическую деталь, которую вы хотите проверить.

тест плюса стартера
тест минуса стартера

Необходимо проверить обе цепи: силовую и заземления. На фотографиях показано, как это сделать. Обратите внимание, что для проведения измерений необходимо завести двигатель.

Неисправный датчик температуры

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) играет ключевую роль в управлении двигателем, его показания крайне важны для холодного запуска. ЭБУ подает топливо, основываясь на показаниях датчика температуры двигателя.

датчик температуры ОЖ

Двигатель наиболее эффективно сжигает топливо при соотношении воздуха и топлива 14,7:1. Поскольку холодный воздух плотнее горячего, при холодном запуске потребуется регулировка подачи топлива, чтобы двигатель имел богатую топливную смесь для холодного запуска.

Неправильные показания от неисправного датчика температуры приведут к неправильной подаче топлива и плохому холодному пуску.

Вы можете проверить его с помощью мультиметра, проверяя его сопротивление в холодном состоянии и сверяя показания с показаниями исправного датчика.

Можно посмотреть диагностическим сканером температуру двигателя и сравнить ее с температурой на впуске или измерить температуру двигателя пирометром. Или же можно просто заменить датчик температуры. Замена не является дорогостоящей или сложной.

Свечи накала (дизель)

свечи накала дизель

Это относится только к дизельным двигателям. Если у вас дизель, то у вас установлены свечи накала. Они представляют собой нагревательный элемент. Свечи действительно раскаляются докрасна внутри цилиндров и нагревают их. Это необходимо холодному дизелю для воспламенения.

Если у вас проблемы с холодным запуском, то можно с большой вероятностью сказать, что виноваты в этом свечи накаливания.

Эти свечи потребляют много энергии и управляются блоком управления или реле. Они часто выходят из строя.

Проверьте мультиметром, приходит ли питание на свечи. Если напряжения нет ни на одной из них, проверьте предохранитель свечей накала.

Замена свечей накаливания на некоторых автомобилях может оказаться непростой задачей, особенно если они были сильно затянуты. Замочите их в WD-40 за день до откручивания.

Если они сломаются при извлечении, то для их извлечения потребуется специальный инструмент. Если все пойдет совсем плохо, придется снимать головку блока цилиндров.

Свечи накала необходимо менять комплектом, т. к. они имеют примерно одинаковый ресурс.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий