Вы поворачиваете ключ зажигания, а стартер не крутит. Или слышится щелчок втягивающего реле, но стартер не крутится. Или же вообще ничего не происходит. А может стартер не крутит только на горячую или холодную.
Вы попали по адресу. Причин может быть множество, от разряженного аккумулятора до неисправности самого стартера. Но не переживайте, сейчас мы разберемся почему не крутит стартер.
Как работает стартер?
Чтобы разбираться в причинах неисправностей, важно понять, как устроен и работает стартер. По сути, это мощный электродвигатель постоянного тока, который служит для проворачивания коленчатого вала двигателя.
Основные компоненты современного стартера:
1. Электродвигатель:
- Статор с постоянными магнитами.
- Якорь (ротор) с обмотками.
- Щеточный узел для подачи тока к ротору.
- Коллектор для распределения тока. Это то место, к чему прикасаются щетки.
2. Механическая часть:
- Бендикс (обгонная муфта).
- Редуктор.
- Шестерня привода.
- Рычаг привода.
- Возвратная пружина.
3. Втягивающее реле:
- Обмотка удержания.
- Обмотка втягивания.
- Контактная пластина.
- Сердечник.
Процесс запуска двигателя происходит в следующей последовательности:
1. При повороте ключа зажигания подается напряжение на втягивающее реле стартера. Оно расположено непосредственно на стартере.
2. Втягивающее реле выполняет две функции одновременно:
- Выдвигает шестерню бендикса в зацепление с зубчатым венцом маховика.
- Замыкает силовые контакты для подачи тока на электродвигатель.
3. Электродвигатель начинает вращаться, передавая крутящий момент через:
Вал якоря → Бендикс → Шестерню привода → Зубчатый венец маховика → Коленчатый вал двигателя.
4. После запуска двигателя бендикс автоматически выходит из зацепления благодаря обгонной муфте, предотвращая повреждение стартера от обратного вращения.
Характеристики стартера
- Мощность: от 0.8 до 3 кВт (зависит от объема двигателя).
- Рабочее напряжение: 12В (легковые) или 24В (грузовые).
- Пусковой ток: 200 — 500А.
- Частота вращения: 1500-2000 об/мин.
Особенности работы стартера
- Стартер работает кратковременно (не более 15 секунд).
- Требуется пауза между попытками запуска (минимум 30 секунд).
- Потребляет очень большой ток (до 500А).
- Требует надежного электрического контакта.
Интересно: На дизельных двигателях стартер мощнее из-за более высокой степени сжатия.
Выход из строя любой детали может привести к тому, что стартер перестанет крутить двигатель.
Таблица неисправностей стартера, их причины и способ устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
При включении стартера якорь не вращается, втягивающее реле не срабатывает | |
Неисправен или полностью разряжен аккумулятор | Зарядите или замените батарею |
Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов, слабо затянуты наконечники | Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином |
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке втягивающего реле, замыкание ее на «массу» или обрыв | Замените втягивающее реле |
Обрыв в цепи питания втягивающего реле стартера | Проверьте провода и их соединения в цепи между замком зажигания (реле стартера) и втягивающим реле |
Неисправен контакт в замке зажигания | Почините контактную часть замка зажигания |
Заедание якоря втягивающего реле | Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря |
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, втягивающее срабатывает | |
Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею или замените |
Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов, слабо затянуты наконечники | Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином |
Ослабло крепление наконечников проводов, соединяющих двигатель с кузовом | Протяните контакты «массы» двигателя |
Окислены контактные болты втягивающего реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах | Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов |
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ | Зачистите коллектор, замените щеточный узел |
При включении стартера втягивающее многократно срабатывает и отключается | |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря | Замените якорь |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке втягивающего реле | Замените втягивающее реле |
Большое падение напряжения в цепи питания втягивающего реле из-за сильного окисления наконечников проводов | Проверьте провода и их соединения в цепи между замком зажигания (реле стартера) и втягивающим реле |
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается | |
Пробуксовка муфты свободного хода | Проверьте стартер на стенде, замените муфту или стартер в сборе |
Повреждены шестерни редуктора | Замените поврежденные шестерни или стартер в сборе |
Нехарактерный шум стартера при вращении якоря | |
Чрезмерный износ вкладышей подшипников якоря и опор | Замените вкладыши или опоры с вкладышами |
Ослабло крепление стартера или поломка его крышки со стороны привода | Подтяните гайки крепления или замените стартер |
Стартер закреплен с перекосом | Проверьте крепление стартера |
Повреждены шестерни редуктора | Замените поврежденные шестерни |
Поврежден зубчатый венец маховика | Замените привод или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: — заедание муфты на шлицах вала привода; — заедание якоря втягивающего реле |
Проделайте следующее: — очистите шлицы и смажьте их моторным маслом; — замените втягивающее реле или устраните заедание |
Причины, почему не крутит стартер
Их можно разделить на две большие группы:
- Неисправность самого стартера и его деталей
- Неисправность электрической схемы включения стартера.
Основные симптомы неисправности стартера:
- Полное отсутствие каких-либо звуков при попытке запуска.
- При повороте ключа зажигания слышен только одиночный щелчок, но двигатель не проворачивается.
- Стартер крутится, но очень медленно, с характерным «умирающим» звуком.
- Щелчки повторяются многократно, но двигатель не запускается.
- При попытке запуска слышно жужжание или гудение, но коленвал не проворачивается.
Стартер щелкает, но не крутит
Если стартер щелкает, значит срабатывает втягивающее реле и с электрической цепью от замка зажигания до стартера все в порядке. Нужно проверить следующее:
- Разряд аккумуляторной батареи.
Напряжение Заряд аккумулятора 12,7 В 100 % 12,6 В 90 % 12,5 В 80 % 12,4 В 70 % 12,3 В 60 % 12,2 В 50 % 12,1 В 40 % 12,0 В 30 % 11,9 В 20 % 11,7 В до 10 % - Окислы на выводах аккумуляторной батареи. Для очистки можно использовать раствор соды и воды или очистители контактов.
- Слабый контакт проводов «массы». Проверьте провода, кабельные наконечники и болты крепления «массы» на кузове и двигателе. Очистите контактные соединения, затяните, смажьте.
- Проверьте силовые болты втягивающего реле. Нет ли окислов, затянуты ли гайки крепления проводов.
- Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ. Замените щеточный узел при необходимости.
Втягивающее щелкает несколько раз и отключается
Если втягивающее щелкает несколько раз, значит есть проблема с якорем стартера или удерживающей обмоткой втягивающего реле.
Это может быть:
- Обрыв или замыкание в обмотке якоря. Придется менять якорь или стартер в сборе.
- Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке втягивающего реле. Требуется замена втягивающего реле.
- Большое падение напряжения в цепи питания втягивающего реле из-за сильного окисления контактов. Нужно зачистить и протянуть все контакты в цепи питания стартера.
- Разряжен аккумулятор.
Щелкает реле стартера, но он не крутит
Именно реле стартера, а не втягивающее реле. Нужно убедится в исправности контакта реле и предохранителя (при наличии). Реле стартера и предохранитель обычно находятся в монтажном блоке под рулем. Монтажный блок также может располагаться под капотом или на крыле.
Контакт реле стартера можно проверить, пошевелив его в колодке и заменив его на другое аналогичное реле из монтажного блока. Предохранитель проверяется визуально или мультиметром.
Проверьте провод, идущий от реле стартера до самого стартера. Особенно его контакт на втягивающем реле. Можете попробовать подать «плюс» на питающий провод втягивающего реле. Для этого нужно взять отрезок провода и замкнуть силовой болт «⊕» и вывод катушки на втягивающем реле. Так вы подадите питание на втягивающее без участия замка зажигания и реле стартера.
Стартер не крутит, звуков нет
Если вы поворачиваете ключ зажигания и ничего не происходит, не слышно никаких щелчков или звуков из-под капота, обратите внимание на приборную панель. Как ведут себя лампочки? Тускнеют, гаснут или горят без изменений?
Если лампочки на приборной панели никак не реагируют на попытку запуска стартера, значит питание до него не доходит. Стартер емкий потребитель тока и просаживает напряжение, даже если не крутится. В этом случае надо проверять электрическую схему:
Замок зажигания → Предохранитель → Реле стартера → Втягивающее реле.
Схема включения стартера может быть без предохранителя и реле стартера. Вам нужно найти схему для вашего автомобиля.
Если в вашей схеме есть реле стартера и предохранитель, нужно проверить их в первую очередь. Это самое простое. Найдите под капотом или под рулевым колесом монтажный блок. Там будет предохранитель и реле. Проверяем целостность предохранителя. Реле можно проверить, заменив его на заведомо исправное (возьмите любое другое реле из монтажного блока).
Проверьте питающий провод на втягивающем реле. Там может быть плохой контакт из-за окисления, грязи, воды. Попробуйте пошевелить его и почистить. Можно использовать спрей очиститель контактов или WD-40.
Далее, проверьте приходит ли напряжение на втягивающее реле.
- Возьмите мультиметр, тестер «контролька» или лампочку на 12 В. Режим измерения нужно включить DC 20 V (постоянное напряжение до 20 В) или Auto.
- Один щуп прибора подключите на «массу», а второй — на плюс, который приходит на втягивающее реле после замка зажигания (реле стартера).
Схема питания стартера Рено Дастер - Поверните ключ зажигания как будто заводите машину.
- На приборе должно появится 12 вольт.
- Если напряжение не приходит, нужно проверить этим же способом реле стартера (если оно есть), предохранитель, замок зажигания.
- Устраните найденную неисправность: замените реле, предохранитель, восстановите контактные соединения, устраните обрывы проводов и т. д.
Стартер вращается, а двигатель — нет
Это может происходить из-за пробуксовки обгонной муфты или неисправности редуктора. Вращение стартера просто не передается на маховик двигателя. Обгонная муфта (муфта свободного хода или бендикс) используется для предотвращения разрушения стартера запущенным двигателем. Бендикс предотвращает передачу крутящего момента от вала маховика обратно к стартеру, когда маховик начинает вращаться быстрее.
Необходимо снять стартер и заменить муфту или стартер в сборе.
Стартер не крутит на горячую (холодную)
Скорее всего проблема в подвижных деталях стартера. Это могут быть втулки или щеточный узел. Придется снимать и делать осмотр стартера.
Как завести машину, если стартер не крутит?
Есть несколько способов завести машину с неработающим стартером.
Способ 1: «Прикуривание» от другого автомобиля
Применяется в случае проблем с аккумулятором.
- Подключите провода от АКБ другой машины к своему аккумулятору (сначала «+», потом «-«).
- Вместо другого автомобиля можно использовать пуско-зарядное устройство (бустер).
- Попробуйте завести мотор.
- После запуска снимите провода в обратном порядке.
Способ 2: Запуск с толкача (для механики)
Если у вас механическая коробка передач, можно завести машину с толкача:
- Включите зажигание.
- Включите 2-ю передачу.
- Выжмите сцепление и попросите кого-то разогнать машину до 10–15 км/ч (можно самому скатиться с горки).
- Резко отпустите сцепление – двигатель должен завестись.
Важно: Не применимо для автомобилей с АКПП, вариатором и роботизированной коробкой!
Способ 3: Завести с буксира (для механики)
Если некому толкать, но есть другая машина, можно использовать трос:
- Подсоедините трос к буксирующему автомобилю.
- Включите зажигание и 2-ю передачу. Держите сцепление нажатым!
- Попросите медленно разогнать вашу машину (до 15–20 км/ч).
- Резко отпустите сцепление – двигатель должен завестись.
Способ 4: Постучать по стартеру
Если стартер неисправен, но иногда срабатывает, попробуйте:
- Найти стартер (обычно около двигателя, рядом с коробкой передач).
- Постучать по нему молотком или чем-то тяжелым (несильно, но уверенно).
- Попробовать завести машину снова.
Этот метод иногда помогает, если залипли щётки стартера или втягивающее реле.
Способ 5: Замкнуть контакты стартера
Если проблема в схеме питания втягивающего реле, можно попробовать:
- Найти стартер и втягивающее реле.
- Отключить тонкий провод.
- Взять отвертку или перемычку и кратковременно замкнуть на втягивающем реле вывод, где был тонкий провод и болт с толстым проводом.Замыкать нужно как показано на картинке, т. е. не тот провод который идет во внутрь стартера, а тот, который идет с аккумулятора/генератора. Если перепутаете — ничего страшного: стартер просто не сработает.
- Если стартер исправен, он должен прокрутить двигатель.
Этот способ требует осторожности. Не замкните на «массу».
Когда ничего не помогло
Если все способы не сработали, вероятно, проблема серьезнее (замыкание в стартере, неисправность втягивающего реле, сломанный бендикс и т. д.), и машину придется отбуксировать в гараж или сервис.
Если у вас автоматическая коробка передач, единственный вариант – проверить аккумулятор, стартер и реле, а если не помогает – только эвакуатор.
FAQ: Часто задаваемые вопросы
— Разряженный аккумулятор
— Неисправность втягивающего реле
— Окисление контактов
— Проблемы с массой
— Разряженный или неисправный аккумулятор
— Плохой контакт в электрических соединениях
— Износ щеток или коллектора
— Загустевшее масло в двигателе
— Неисправность бендикса
— Посторонние звуки при работе
— Затрудненный запуск двигателя
— Медленное вращение
— Периодическое заклинивание
— Дым или запах горелой проводки
* Цены актуальны на 2025 год и могут варьироваться в зависимости региона и модели авто.
— Выключить зажигание
— Попробовать провернуть коленвал ключом
— Не пытаться многократно включать стартер
— Доставить автомобиль в сервис для диагностики
— Возможно потребуется демонтаж стартера
Заключение
Своевременная диагностика и замена изношенных деталей (щеток, бендикса, втягивающего) продлит срок службы стартера. Если проблему не получается устранить, обратитесь в сервис.